Директор Абак-2000 Станислав Винников, посетил TAdviser SummIT и задал вопросы Максуту Шадаеву

Директор Абак-2000 Станислав Винников, посетил TAdviser SummIT и задал вопросы Максуту Шадаевупо 44 ФЗ (посмотреть видео):

ВИННИКОВ СТАНИСЛАВ, ДИРЕКТОР СИСТЕМНОГО ИНТЕГРАТОРА АБАК-2000: Максут Игоревич, Ваше личное отношение к ФЗ-44? Наш опыт общения с властью, с заказчиками показывает, что на данный момент этот закон очень сильно тормозит развитие IT. Закупка самого дешевого оборудования по очень ограниченным критериям приводит к тому, что часто закупается не то, что нужно, и что поможет реально развивать ИТ-инфраструктуру органа власти. Что планируете делать, есть ли тенденции к его изменению, и что Вы лично думаете на эту тему?

 

МАКСУТ ШАДАЕВ: Мы работаем над поправками только в двух частях в 44-ФЗ и 223-ФЗ. Первое – это упрощение доступа на рынок госзаказов и заказов для госкомпании для определенных видов ИТ-компаний. Условно, мы считаем, если, например, компания получила государственный грант и сделала какое-то решение, то до 10 млн. рублей компания должна иметь возможность заключать контракты, как с госорганами, так и с госкомпаниями, без проведения торгов.

Это даст возможность нам поддержать спрос на перспективные решения стартапов, которые не могут пройти через сито квалификационного отбора и требований, которые нужны для участия в закупках. Второе – мы считаем, что такая же опция должна быть для системно-значимых компаний. Мы считаем, что если такая компания вкладывает в развитие своего продукта по соглашению с Правительством, то она также должна иметь возможность заключать контракты с госкомпаниями без торгов, причем уже без ограничений по сумме.

И второе большое направление – это все, что касается Agile-разработки, то есть мы говорим, что текущие процедуры 44-ФЗ не совсем удобны и не учитывают необходимость организации гибкой разработки. Что касается поставки железа, мы просто понимаем, что здесь процедуры едины для всех.

Мы пытались в прошлом году сказать, что давайте мы, например, по закупке компьютерного оборудования, когда был реальный риск дефицита, сделаем возможность закупать без торгов, нас в тот момент не поддержали в Правительстве. Честно говоря, я не очень понимаю, потому что по оборудованию все уже понимают, как работать с аукционами, с закупками. Если есть дополнительные предложения, давайте их рассмотрим, но пока мы работаем над 44-м и 223-ФЗ по тем направлениям, о которых я рассказал.

 

ВИННИКОВ СТАНИСЛАВ: Главное предложение, чтобы критерии были не только к продукту, но и к поставщику. Сегодня получается, что идеальный участник госторгов по 44-ФЗ — это вчера организованный ИП, из одного человека.

МАКСУТ ШАДАЕВ: Но мы же пытаемся барьеры снизить, чтобы и малый бизнес смог участвовать. Здесь сложная история всегда. Как только вы вводите квалификационные требования к поставщику, сразу ограничиваете конкуренцию. Это вечная дискуссия между большим количеством участников и меньшими требованиями к квалификациям, и наоборот. Тем более, там же есть банковская гарантия и если у компании нет квалификации, большого опыта, но она выигрывает аукцион, хочет поставлять, но не может, она же рискует потерять банковскую гарантию. И это считается как главный сдерживающий фактор, в моем понимании, чтобы не допускать недобросовестных поставщиков.

 

ВИННИКОВ СТАНИСЛАВ: У нас обратная связь от органов власти, что им это сильно мешает. Каждый раз приходится придумывать какие-то хитрые ходы, чтобы получить то, что хотели

МАКСУТ ШАДАЕВ: Вопрос в том – получить, что хотели, или получить от того, от кого хотели, — тут тоже разница есть.

ВИННИКОВ СТАНИСЛАВ: То, что хотели.
МАКСУТ ШАДАЕВ: Давайте пообсуждаем. Я согласен с тем, что 44-ФЗ – очень сложная наука. Те, кто умеет ей пользоваться, получают необходимый результат, но требования к квалификации этих ребят супер-высокие. Для того, чтобы пройти все нюансы по 44-ФЗ и получить, что вы хотели в качестве предмета поставки, это действительно требует супер-квалификации, четкого понимания всех нюансов, и обычный человек сходу не разберется, как купить то, что нужно, и не получить то, что не нужно. В этом смысле 44-ФЗ — это наука. Можно ли его облегчить, упростить, и при этом не допустить хаоса? Я не знаю ответа. Давайте пообсуждаем отдельно. Как раз АПКИТ готовит предложения по упрощению 44-ФЗ, можно туда дать свои идеи.