Виталий Борка, руководитель отдела Информационной безопасности группы компаний «Абак-2000» дал комментарии о том, как защитить свои персональные данные.

Каков наиболее распространенный сценарий утечки персональных данных? На каком этапе она происходит, на ком лежит основная вина?

Виталий Борка

Основной сценарий или, наверное, правильнее сказать основной канал утечек — это подключенные к интернету корпоративные системы и облачные хранилища. Утечки происходят как по причине неправильной настройки доступа к хранилищу или неправильной настройки прав доступа пользователей, так и в результате их взлома.

Часто крупные утечки происходят даже без взломов, а по недосмотру. По разгильдяйству исполнителей оказывались в открытом доступе базы данных, содержащие персональные данные людей. Последняя громкая утечка данных была из сервиса по доставке еды — любой желающий мог подключиться и загрузить все содержимое себе. В данном случае вина лежит на том, кто конфигурировал эту базу и настраивал доступ к ней, то есть на системных администраторах.

Какие данные крадутся чаще всего и как используются в дальнейшем.

Виталий Борка

Я начну со второй половины вопроса. Данные чаще всего крадутся с целью дальнейшей их перепродажи, то есть тот, кто крадет данные редко их самостоятельно использует. Он просто формирует архив информации и говорит, что у меня есть данные, условно — 100 000 пользователей такого-то ресурса. Кому интересно — стартовая цена такая, а дальше, кто больше предложит. Есть целые тематические форумы, в основном в Даркнете, посвященные купле-продаже данных.

Какие данные чаще крадутся? Наверное, не совсем корректная формулировка.

Данные крадутся те, которые в первую очередь легко украсть: все, что плохо лежит уже давно украдено. Не важно в какой области работает система или какого характера данные: медицинские, коммерческие или другие. Понятно, что есть там наиболее интересные категории данных: связанные с платежными системами, картами или учетные данные каких-то банковских приложений.  Такие вещи очень хорошо защищаются, и данные из таких систем крадутся в основном через целевые атаки, когда против конкретной системы работает группа злоумышленников и изучает уязвимости этой системы. Проводят атаки и получают несанкционированный доступ к данным.

Отдельно стоит сказать о том, что есть рынок точечной «пробивки» людей, где о человеке можно узнать практически любую информацию, начиная от ФИО и паспортных данных, заканчивая наложенными на него запретах, браках, разводах и т.д. Можно узнать всё, что хранится в базах либо государства, либо каких-то коммерческих структур. Опять же в даркнете есть тематические форумы, где недобросовестные сотрудники различных госорганизаций, правоохранительных органов или лица, имеющие доступ к закрытым базам, предоставляют информацию о человеке за деньги.

Какая модель поведения на ваш взгляд будет наиболее приемлем для компании, которая допустила утечку данных?

Виталий Борка

Модель поведения наиболее приемлемая для компании, которая допустила утечку, как и в любой другой ситуации — вести себя адекватно. Для российских организаций, особенно крупных, самая распространенная модель поведения — это отрицание очевидного.  Например, у крупного банка была утечка данных миллионов кредитных карт. И банк говорил, что в качестве примера злоумышленники выложили 100 000. Вот мы считаем, что на самом деле утекло 100 000.

Идёт занижение масштабов и принижение важности инцидента — это сейчас распространенная практика. А хорошей практикой считается, когда компания адекватно оценивает последствия произошедшего. Извиняется за произошедшее перед теми, кто мог понести или понес ущерб в результате этого взлома и активно работает в сторону расследования произошедшего. И принимает меры и рассказывает о них для недопущения подобных инцидентов в будущем.