Автоматизация и мониторинг работы возможно реализовать двумя способами:
- Диспетчерский пульт на персональном компьютере. Управляет системой оператор, находящийся непосредственно на объекте или удаленно от него. Сведения о состоянии оборудования представлены в виде персональной мнемосхемы котельной или же комплексная схема различных инженерных сетей;
- Диспетчеризация при помощи мобильной связи. Управление автоматикой через СМС-сообщения. Этот способ часто используется для небольших объектов, вроде частных домов, небольших коттеджных поселках и т.д. Одним из главных недостатков этого решения является маленькое количество передаваемых сведений — оповещения о ЧП с водонагревателями или насосами; отчет об определенных параметрах: давление в трубах, температура воды на подающем или обратном трубопроводе.
Актуальность для организаций
Система отопления — одна из инженерных коммуникаций, создающие требуемые климатические условия в жилых и коммерческих помещениях. Диспетчеризация котельных и индивидуальных тепловых пунктов — это инструмент, гарантирующий бесперебойность и эффективность функционирования данных объектов. Внедрение автоматизации, а также настройка удаленного управления дают возможность более эффективно контролировать состояние системы и её отдельных элементов.
Использование диспетчеризации котельных позволяет контролировать:
- Cостояние теплопроизводящего оборудования в режиме реального времени;
- Регулирование подачи теплоносителя согласно графику, с учетом изменений в погодных условиях;
- Затопление дренажных приямков;
- Управление системой при достижении минимальной и максимальной температур в контуре;
- Давления воды в контурах, подпитку системы;
- Автоматическое включение резервных источников питания (АВР) при авариях;
- Работу насосов (сетевых, подпитывающих и циркуляционных);
- Текущее состояния оборудования, периодичность ТО, капремонта и полной замены элементов;
- Автоматическую запись и архивацию всех событий, включая аварийные ситуации. Подготовка типовых и индивидуальных отчетов на пульте диспетчера;
- Контроль загазованности помещения СО и СН4.
Особенности и механизм диспетчеризации котельных
Диспетчеризация котельных — это инструмент, позволяющий автоматически и дистанционно контролировать все процессы объекта, а также состояния находящегося на нём оборудования. Непосредственно внедрение диспетчеризации представляет собой установку на тепловое оборудование датчиков, исполнительных механизмов и подключение их к программируемым логическим контроллерам, объединение их в единую систему при помощи специального ПО и выведение информации на пульт диспетчера в виде мнемосхем, графиков и таблиц для мониторинга и управления в режиме онлайн или по заранее запрограммированному графику. Делается это в первую очередь для минимизации аварийных ситуаций и их последствий, а также оптимизации работы системы.
Наиболее распространенные аварийные ситуации в котельных, предотвратить или минимизировать которые возможно посредствам диспетчеризации котельной:
- загазованность помещения;
- отклонение давления воды в трубопроводах от нормы;
- несанкционированный доступ в помещение;
- неполадки в работе подпитывающей системы;
- отсутствие электроснабжения;
- незапланированное открытие или закрытие клапанов;
- неполадки в котле, газовых горелках или насосах.
Помимо оповещения об аварийных ситуация, диспетчеризация котельной позволяет:
- централизованно контролировать работу котельных установок или системы отопления в целом;
- вести мониторинг загрузки оборудования, контролировать состояние износа узлов и агрегатов, оповещать о необходимости планового ремонта или замены;
- собирать и архивировать все полученные сведения, формировать необходимые отчеты;
- автоматизировать передачу сведений для оплаты в ресурсоснабжающие организации;
- мониторинг расхода ресурсов и теплоносителя.
Назначения и возможности диспетчеризации ИТП
Индивидуальный тепловой пункт (ИТП) — это сложный комплекс тепловых установок, который подключается к центральному отоплению или обособленным котельным и используется для распределения тепла между объектами и помещениями. Автоматизация и диспетчеризация ИТП позволяет управлять системой в автоматическом или дистанционном режимах, отслеживать состояние системы в целом и её отдельных компонентов через пульт дежурного при помощи мнемосхем.
Диспетчеризация ИТП позволяет отслеживать и управлять следующими параметрами:
- характеристики теплоносителя(температура, расход, давление) в подающем и обратном трубопроводе от теплоцентрали;
- температура и давление воды на всех контурах отопления;
- работа насосов отопления и ГВС
- напряжение в сети электроснабжения ИТП;
- статус насосов(включен, выключен, авария) в системе (циркуляционные и подпитка)
- положения клапанов(регулировочные и подпитка).
Также диспетчеризация ИТП позволяет:
- Оптимизировать подачу тепла на объекты и в помещения;
- Сократить потери тепловой энергии;
- Оптимизировать расходы на ТО и срочный ремонт оборудования;
- Повысить эффективность функционирования системы и отдельных элементов.